В родзале роженице показывают малыша высоко поднимая вверх к лампе и раздвигая ему ноги: "Смотри кого родила!" Если повезет, то ненадолго приложат к груди. Два часа после родов женщина проводит на металической перевозке в коридоре возле родзала. Затем ее перевозят в палату и изящным подниманием борта носилок сбрасывают на кровать. После рождения ребенок на время отлучается от матери и подвергается определенным процедурам, называемым акушерами "обработкой".
"Отлучение ребенка от матери сразу же после рождения и проделывание с ним различных манипуляций (закапывания в глаза, смывание первородной смазки, растягивание для измерения роста, взвешивание, пеленание) приводит к перегрузке его сенсорных систем, нарушает его чувство безопасности, обуславливая дистресс нервной системы".
Можно спорить о важности и целесообразности проводимых процедур. Закапывание в глаза едкого раствора приводит к утрате на некоторое время визуального контакта с миром, а в последствии к коньюктивиту. Строго говоря, в нем нуждаются только дети, матери которых больны сифилисом. А это, как показывает практика, далеко не все дети. Стирание первородной защитной смазки, которая согласно законам природы должна впитаться в кожу малыша, приводит к иссушению и шелушению кожи. А вес и рост не столь существенно меняются в первый час жизни ребенка, чтобы с их измерениями нельзя было повременить. Даже если роды протекали без осложнений следующая встреча мамы с малышом произойдет не ранне, чем через 5-6 часов после родов, приуроченная к ближайшему по роддомовскому расписанию кормлению. Это, конечно, не сутки и не трое, как было в прежние времена.
В роддомах происходят подвижки к лучшему. Но самое драгоценное время оказывается безвозвратно потерянным. У ребенка срабатывает механизм родового импринтинга: запоминания первого образа мира. Конечно, ребенок запечатлевший образ родного дома, близких людей, молозива из материнской груди имеет явные преимущества перед ребенком, навсегда сфотографировавшим своим подсознанием холод и яркий свет родзала, чужие руки и манипуляции. В послеродовых процедурах нет ничего такого, с чем нельзя было бы повременить, уступив первое место общению ребенка с мамой.
Исключение составляют только реанимационные меры по спасению слабого новорожденного и сильно недоношенные дети. Хотя и в этом вопросе исследования показывают, "быстрее оживает" тот ребенок, необходимые действия с которым врачи предпринимают не разлучая его с матерью, а наоборот положив ей на живот. А недоношенные дети, не разлученные с матерью быстрее "инкубаторских" растут и набирают вес, раньше переходят от питания сцеженным молоком на сосание материнской груди. Специальные исследования показали, что состав материнского молока подходит для удовлетворения особых нужд новорожденного.
Большое распространение в прогрессивных клиниках получил метод "кенгуру", донашивание новорожденного на материнской и отцовской груди. Недостаток сенсорной стимуляции у недоношенных детей приводит к ограничению их интеллектуальных возможностей. Ребенок, который бы мог стать отличником, опираясь на природный потенциал при рождении, будучи разлученным вначале своей жизни с матерью, уже им никогда не станет.
У женщины при первом контакте с ребенком вырабатывается гормон материнства. От того насколько быстро произошло первое знакомство ее и малыша, зависит насколько хорошей матерью станет женщина, насколько хорошо будет чувствовать своего ребенка. Раннее "знакомство" с ребенком – ключ к успешному грудному вскармливанию.
Для ребенка контакты с матерью имеют не меньшее значение. Проводился эксперимент с обезьянами. Две обезьяны родили детенышей. Одна вскармливала их сама, и малыши имели возможность висеть на маме, вцепившись когтями в ее теплую шерсть. Детенышей другой обезяны от матери отлучили и кормили из искусственного чучела обезьяны. В большое меховое кресло были вшиты бутылочки с едой. Еды было вдосталь, а общения с мамой маленькие обезьянки были полностью лишены. Когда все обезьянки подросли, их пометили и сселили в одну клетку. Дети, вскормленные мамой-обезьяной родили детенышей и вскармливали их самостоятельно. Обезьяны из второй контрольной группы дичились, жестоко дрались, потомством не обзаводились. Только одна обезьяна из этой группы родила, но своих детенышей придушила и съела, случай вовсе не характерный для обезьян.
"Император Священной Римской империи Фридрих 2 провел небольшой эксперимент над новорожденными детьми. "Контрольную группу" младенцев забрали у матерей и передали нянькам сразу после рождения. Нянькам было приказано осуществлять лишь самый общий и необходимый уход за ними — кормить, купать, но не брать на руки и не разговаривать с детьми. Фридрих хотел знать, на каком языке заговорят младенцы, которые никогда не слышали человеческой речи и не засыпали под колыбельные. Эксперимент провалился — все дети погибли. Как объяснил один историк 13 века: "Фридрих напрасно старался… Ребенок не может жить без ласки." Прикосновения, поглаживания, массаж и мягкий мамин голос с самых первых минут поддерживают иммунную систему малыша, укрепляют связь между ребенком и родителями. Дети, которых мама с первых минут берет на руки, ласкает, разговаривает, лучше прибавляют в весе, меньше страдают расстройством сна. Намного спокойнее, у них понижен уровень стрессовых состояний (в моче новорожденных, которых мамы с первых минут гладили и ласкали, ниже содержание кортизола — гормона стресса, который в определенной концентрации способен уничтожить клетки, крайне важные для иммунной защиты)."
Прикосновения и поглаживания имеют не только психологический эффект — это важный стимулятор центральной нервной системы.
Еще 15 лет назад нейробиологи полагали, что к моменту рождения структура мозга человека уже генетически предопределена. Совсем недавно выяснилось, что это не так. Решающее воздействие на мозг оказывают впечатления, полученные в самом раннем детстве. Это они определяют, куда и каким образом будут подключены сложные схемы мозга. При рождении человека 100 млрд. нейронов, существующие в его мозгу, образуют более 50 трлн. узлов связи — синапсов. Генами, заложенными в человеке, определяются самые основные функции мозга, в стволе которого образуются синапсы, заставляющие сердце биться, а легкие — дышать. Но не более того. В первые месяцы жизни количество синапсов возрастает двадцатикратно и составляет более 1000 трлн. В человеческом организме попросту не хватает генов, чтобы изначально при рождении образовать столько синапсов. Остальное приходится на долю различных впечатлений — сигналов, принимаемых ребенком из окружающего мира. Эти сигналы способствуют укреплению и развитию синапсов.
Постарайтесь сразу (до рождения плаценты) выложить малыша к себе на живот и приложить к груди!!!
В первые часы и дни после родов для всей молодой семьи важно совместное прибывание. У ребенка должны установиться связи с самыми близкими ему людьми – мамой и папой. Даже бабушкам лучше присоединиться, но попозже. А в первое время им лучше помогать по хозяйству, стирать и готовить.
Даже самые прогрессивные бабушки будут настаивать на чем-то своем: или одевании ребенка при комнатной температуре, или пеленании, или на давании водички и т.д. У них будут два весомых аргумента: "Нас так учили" и "Мы вас так выростили, вы по крайней мере живы, а что с этим получится еще неизвестно". Одна бабушка кричала на свою дочку: "Такие эксперименты можно ставить на десятом ребенке (имеется ввиду купание и закаливание), а первым не смей рисковать!" Родителям еще за период беременности важно определиться, какого стиля поведения они будут придерживаться. Нужно решить где и как рожать, какого стиля взаимоотношений стараться достичь в общении с ребенком, что делать для укрепления здоровья малыша. И поделиться этими намерениями с другими членами семьи. Решающее слово должно оставаться за родителями, а не бабушками и дедушками. Рожденный ребенок – это член новой молодой семьи, а не еще одно дитя в семье бабушки.